Тенденции заболеваемости обучающихся общеобразовательных организаций в условиях современного образовательного процесса и воздействия факторов среды обитания
Введение. Динамика состояния здоровья обучающихся свидетельствует об актуальности вопросов комплексной оценки влияния факторов современного воспитательно-образовательного процесса и среды обитания на заболеваемость детей и подростков. Материал и методы. Объектами исследования являлись данные углублённого медицинского обследования 339 обучающихся городских общеобразовательных организаций с различной направленностью образовательных программ. В ходе исследования группа наблюдения (146 обучающихся гимназии) и группа сравнения (193 обучающихся типовой средней общеобразовательной школы) были разделены на подгруппы по критерию уровня общего образования. Выполнен анализ данных медико-социологического анкетирования, «Дневников питания школьника за 1 неделю» и расписания уроков и звонков. Проведена математическая обработка материалов с применением стандартных методов статистики и логистического моделирования, расчётом относительного риска. Результаты. В общеобразовательных организациях с различной направленностью образовательных программ установлено разное соотношение негативных компонентов образовательного процесса, образа жизни, питания, окружающей среды, что определяет многофакторность воздействия, особенности структуры заболеваемости и неблагоприятные возрастные периоды в течении заболеваний обучающихся гимназии и типовой школы. Обусловленность негативных изменений в состоянии здоровья обучающихся факторами образа жизни составила R2 = 0,11–0,86, образовательного процесса — R2 = 0,10–0,84, окружающей среды — R2 = 0,13–0,58. Ограничения исследования: небольшой объём выборки. Заключение. У гимназистов в 3,1–4,8 раза выше вероятность развития болезней эндокринной и костно-мышечной систем в начальных классах, нервной системы — в старших классах, офтальмопатологии — в течение всего периода обучения. У школьников вероятность развития болезней органов пищеварения и костно-мышечной системы увеличивается в средних и старших классах в 4,6–41,0 раз. Повышение эффективности медосмотров, выявление факторов риска является важнейшим инструментом формирования единой профилактической среды.