Выбран язык:  
10-летие науки и технологии Переезд

Особенности и риск формирования миопии у учащихся средних общеобразовательных школ с различными образовательными программами

Авторы: 
Штина И.Е., Валина С.Л., Устинова О.Ю., Замотина Л.В., Маклакова О.А.
Анализ риска здоровью. – 2023. – № 2. – С. 80-87.
Ключевые слова: 
миопия, нарушения рефракции и аккомодации, учащиеся, школы с различными образовательными программами, образовательный процесс, относительный риск, ROC-анализ, точка отреза

Современный образовательный процесс характеризуется разнообразием и усложнением образовательных программ, интенсификацией учебной нагрузки, что, в свою очередь, негативно отражается на состоянии здоровья школьников. В структуре школьно-обусловленной патологии болезни глаза и его придаточного аппарата занимают ведущее место и имеют стабильный рост за период получения общего среднего образования. Изучены особенности риска формирования миопии у учащихся средних общеобразовательных школ с различными образовательными программами и дана оценка этим факторам. Обследовано 804 учащихся 1–11-х классов. Группу наблюдения составили 312 учащихся средних общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов (СОШ с УИП), группу сравнения – 492 учащихся типовых средних общеобразовательных школ (СОШ). Группы были идентичны по половозрастному составу (р = 0,203–0,479). Применен метод раздаточного анкетирования, осуществлена оценка соответствия организации образовательного процесса требованиям санитарного законодательства Российской Федерации. Выполнена математическая обработка мате-риалов с применением классических методов статистики, ROC-анализа и логистического моделирования. Выявлено, что ведущими факторами риска формирования миопии при обучении в СОШ с УИП являются: увеличение образовательной нагрузки на 5,4–19,2 %, продолжительности использования персонального компьютера на уроке в 1,4 раза, цифровой активности – в 1,5 раза. Установлено, что для детей группы наблюдения характерны возрастание в 1,3–2,4 раза частоты регистрации миопии, в том числе 2–3-й степени, тенденция к снижению возраста и увеличение риска формирования патологии (OR = 1,48–2,5). Обусловленность миопии факторами образовательного процесса и цифровой инициации составила R2 = 0,52–0,77. При использовании ROC-кривых найдены точки отреза (cut-off) длительности обучения для формирования миопии в СОШ с УИП (пятый год обучения) и типо-вых СОШ (седьмой год обучения). Данные ROC-анализа свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к организации профилактической работы среди учащихся средних общеобразовательных школ с различными образовательными программами.

Год: 
2023

Вы здесь