Особенности вегетативного статуса и школьной тревожности у учащихся с повышенным индексом массы тела
Обоснование. В РФ среди детского населения сохраняется рост заболеваемости ожирением. Вегетативный дисбаланс и хронический стресс играют важную роль в патогенезе ожирения и связанных с ним нарушений состояния здоровья. Своевременное выявление нарушений психовегетативных расстройств и их коррекция у детей с избыточной массой тела требуют комплексного подхода медицинских и педагогических работников. Цель. Выявить особенности вегетативного статуса, уровень школьной тревожности у учащихся с повышенным индексом массы тела. Материалы и методы. Детям с различными индексами массы тела (ИМТ) проведен сравнительный анализ средних значений и структуры выявленных нарушений параметров кардиоинтервалографии (КИГ), показателей лабораторного исследования (антиоксидантная активность плазмы, малоновый диальдегид плазмы, триглицериды, общий холестерин, кортизол, магний и серотонин) и показателей теста школьной тревожности Филлипса. Результаты. Распространенность избытка массы тела составила 23,1%. Группу наблюдения составили 47 школьников со значением ИМТ +1–2 SD, группу сравнения — 156 детей с нормальным значением ИМТ в возрасте 10–15 лет. Группы сопоставимы по половозрастному составу (р=0,629–0,771). Анализ показателей фоновой КИГ выявил в группе наблюдения относительно группы сравнения снижение значений параметров, характеризующих активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС), при одновременном увеличении значений показателей симпатического отдела ВНС (р=0,001–0,023); аналогичные результаты получены при проведении ортостатической пробы. Совокупная оценка КИГ свидетельствует о меньшей активности парасимпатического отдела в регуляции состояния покоя и большей активности симпатического отдела ВНС в ответ на стресс-фактор у детей с повышенными значениями ИМТ. У детей группы наблюдения выявлены более высокие уровни малонового диальдегида (р=0,041), триглицеридов (р<0,001) и кортизола (р=0,093) при меньших значениях магния и серотонина (р=0,074–0,076). Анализ уровня школьной тревожности показал, что у детей группы наблюдения средний уровень и частота распространенности повышенных и высоких значений показателя общей тревожности выше в 1,3 и 2,5 (р=0,005), страха самовыражения — в 1,3 и 1,8 (р=0,080–0,086), страха ситуации проверки знаний — в 1,5 (р=0,002) и 2,1 (р<0,001), уровня общей тревожности — в 1,2 (р=0,090) и 2,3 раза (р=0,036) относительно группы сравнения. В ходе математического анализа получены результаты, указывающие на связь параметров вегетативного и психологического статуса. Заключение. Проблема избыточного питания остается актуальным вопросом современного здравоохранения. Избыток массы тела сопровождается активацией симпатоадреналовой системы с повышением уровня школьной тревожности, и все вместе формирует порочный круг. Избыточное питание у детей школьного возраста требует комплексного подхода специалистов медицинской и психолого-педагогической сферы.