Выбран язык:  
10-летие науки и технологии Переезд

Выявление омик-маркеров негативных эффектов со стороны нервной системы у детей в условиях сочетанного воздействия аэрогенного химического фактора и условий образовательной среды

Авторы: 
Землянова М.А., Зайцева Н.В., Кольдибекова Ю.В., Булатова Н.И.
Здоровье населения и среда обитания. – 2020. – № 5. – С. 12-17.
Ключевые слова: 
сочетанное воздействие, аэрогенный химический фактор, факторы образовательного процесса, школьники начальных классов, протеомный профиль, омик-маркеры, негативные эффекты

Введение. Обоснование прогностических и предиктивных молекулярных биомаркеров нарушений регуляторных механизмов гомеостаза является актуальным для решения задач ранней диагностики и профилактики приоритетных неинфекционных заболеваний. Цель исследования. выявление омик-маркеров негативных эффектов со стороны нервной системы у детей, подвергающихся сочетанному воздействию аэрогенного химического фактора и факторов образовательной среды. Материалы и методы исследования. Изучены: показатели содержания химических веществ в атмосферном воздухе и воздухе внутришкольных помещений; напряженность учебного процесса; белки плазмы крови, характеризующие негативные эффекты со стороны нервной системы у детей 7-10 лет при сочетанном воздействии факторов образовательной среды начальной ступени обучения с различными вицами общеобразовательных программ и гигиенических условий. Результаты. У школьников группы наблюдения установлено: повышенное в 1,2-2,4 раза содержание марганца, никеля, свинца, хрома, бензола, ксилола и фенола относительно показателей у детей группы сравнения. Концентрация фенола в крови обоснована в качестве маркера ингаляционной экспозиции. Установлены показатели нарушений образовательного процесса в виде неравномерности распределения учебной нагрузки, увеличения максимально допустимой нагрузки, увеличения в 1,2 раза интеллектуальных нагрузок, сокращения перерыва между основными и факультативными занятиями, усиления интенсивности режима обучения в 1,5 раза. Получены масс-спектры пептидов, отражающих изменения гомеостаза на молекулярном уровне. В результате установления прямой причинно-следственной связи между увеличением относительной массы ингибитора сериновой протеазы Kazal-типа 5 и повышенным содержанием фенола в крови, действием интеллектуальных нагрузок, режима и распределения учебной нагрузки ингибитор сериновой протеазы Kazal-типа 5 обоснован в качестве омик-маркера сочетанного аэрогенного воздействия фенола и факторов образовательной среды. Выводы. Увеличение относительной массы ингибитора сериновой протеазы Kazal-типа 5 при сочетанном аэрогенном воздействии фенола и факторов образовательного процесса является молекулярным показателем прогностически неблагоприятного вовлечения его в патогенез развития функциональных нарушений нервной системы в виде вегетососудистой дистонии.

Год: 
2020

Вы здесь