Проведен сравнительный анализ тиреоидного статуса у учащихся с различной напряженностью образовательного процесса. Установлено, что в школе с углубленным изучением профильных предметов учебный процесс являлся более напряженным за счет недостатка площади, приходящейся на одного учащегося, увеличенной и нерационально распределенной учебной и внеучебной нагрузки. У учащихся инновационных школ выявлены более выраженные нарушения тиреоидного обмена и четырехкратное увеличение относительного риска антителообразования к тканям щитовидной железы. Изменения объема и структуры щитовидной железы у учащихся школы с углубленным изучением предметов выявлялись до 3,6 раза чаще, чем у детей общеобразовательной школы. Установлены достоверные связи между количеством антител к тиреопероксидазе, объемом щитовидной железы и содержанием МДА и кортизола.