Методическое обеспечение и практическое использование определения акролеина в атмосферном воздухе на уровне референтной концентрации
Представлены результаты экспериментальных исследований по обоснованию методических приемов для определения микроконцентраций акролеина в атмосферном воздухе методом высокоэффективной жидкостной хроматографии с флуориметрическим детектированием. Особенностью методики является перевод акролеина в нелетучее состояние на стадии пробоотбора в условиях термостатирования реакции дериватизации при температуре 95 ± 30C, что позволяет максимально полно улавливать определяемое соединение из атмосферного воздуха и сохранять в форме стабильного деривата до проведения анализа. Взаимодействие акролеина с мета-аминофенолом в оптимальных условиях проведения отбора обеспечивает до 85% выхода продукта (7-гидроксихинолина). Диапазон измеряемых концентраций акролеина в воздухе разработанной методикой составляет 0,000015-0,05 мг/м3. В ходе апробации методики определения акролеина в атмосферном воздухе на территориях с различной техногенной нагрузкой установлено его содержание на уровне 0,000015-0,000020 мг/м3 на экологически благополучных территориях и в диапазоне концентраций 0,00002-0,00053 мг/ м3 в зоне влияния автомагистралей. Фоновое содержание акролеина в атмосферном воздухе определено в 30-40% проб на уровне 0,000015-0,000020 мг/м3. Среднее превышение референтной концентрации вблизи крупных магистралей составило от 3 до 16 раз. Максимальная концентрация акролеина, обнаруженная в воздухе в непосредственной близости от дороги, выше референтной концентрации для хронического ингаляционного действия акролеина в 26,5 раза, что позволяет сделать вывод о вероятном воздействии акролеина на здоровье экспонируемого населения. Показано, что применение используемых в настоящее время в системе социально-гигиенического мониторинга фотометрических и хроматографических методик определения акролеина в воздухе не позволяет получать данные о реальной нагрузке токсиканта в атмосферном воздухе. Выявлена достоверная зависимость увеличения концентрации акролеина в воздухе от повышения интенсивности транспортной нагрузки на дороге (R2 = 0,7367;p < 0,05; F = 27).