— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Гигиенические аспекты влияния фактической концентрации углекислого газа на функциональные показатели обучающихся в условиях образовательной среды

Вы здесь

Аннотация: 

Изучена отечественная и зарубежная научная литература, в которой отмечается, что повышенные показатели концентрации углекислого газа на протяжении учебного дня оказывают острое и отсроченное негативное влияние на обучающихся. При этом концентрация углекислого газа является ненормируемым фактором риска в образовательных организациях. Цель – оценка фактических концентрации углекислого газа в динамике учебного дня и недели, и их влияния на функциональные критерии обучающихся. Для оценки применялись стандартные методики, кратно в начале, середине и в конце учебного дня в динамике. Количественная оценка параметров воздушной среды в учебном кабинете проводилась в режиме беспрерывного круглосуточного мониторинга. По результатам исследований подтверждено негативное влияние высоких концентраций углекислого газа на функциональное состояние обучающихся.

Ключевые слова: 
концентрация углекислого газа, работоспособность, концентрация внимания, образовательная среда
Комментарии - 6

Добрый день
Спасибо за предоставленный доклад! Скажите пожалуйста, существовал ли в оцениваемых вами классах какой либо график проветривания с указанием конкретных временных интервалов и соблюдался ли он?

Добрый день! Благодарю Вас за проявленный интерес. Нет, определенного графика проветривания на период эксперимента не было, проветривание кабинетов осуществлялось в период отсутствия учеников в классе во время регламентированных перерывов и в период перерыва между сменами обучения самостоятельно педагогами. При этом проветривания проводились в течение всего учебного дня почти на каждой перемене, но этого все равно было недостаточно для нормализации температуры и концентраций углекислого газа до оптимальных, за исключением случаев, когда после перемены с проветриванием был период окна, то есть отсутствия учеников в классе на период следующего урока в связи, например, с однократным переходом учеников в другой кабинет (физическая культура, например).

Уважаемая Мария Александровна, благодарю за содержательный доклад.
Учитывалось ли при оценке результатов исследования количество обучающихся в классе, соблюден ли норматив площади учебного помещения на человека?

Добрый день! Благодарю за вопрос, конечно, общеобразовательная организация полностью соответствовала всем требованиям по площадным параметрам - 2,5 м2 на чел.

Глубокоуважаемая Мария Александровна! Добрый день! Благодарю за предоставленные материалы. Поясните, пожалуйста, какие тесты использовались для оценки уровня концентрации и скорости внимания, показателя кратковременной памяти? Не планируется ли помимо исследования показателей содержания углекислого газа изучение влияния влажности воздуха учебных помещений на состояние здоровья обучающихся? Благодарю за ответ.

Добрый день, благодарю за вопрос. Для оценки функциональных показателей проводилось посредством использования стандартных методик аппаратно-программного комплекса (АПК) "НС-ПсихоТест", которые проводились в динамике учебного дня кратно в начале, середине и конце учебного дня, а именно: для оценки динамики кратковременной памяти - методика «Память на числа»; для оценки динамики скорости и устойчивости реакции концентрации внимания - методика «Оценка внимания», методика «Мюнстерберга», методика «Реакция на движущийся объект». Также дополнительно оценивался общий уровень работоспособности и умственной работоспособности - методика «Таблицы Крепелина», методика «Теппинг-тест» - оценка динамики общей работоспособности; и оценка динамики объективных показателей настроения и самочувствия - методика «Самочувствие, активность и настроение».

Конечно, полный аналитический блок нацелен на изучение влияния и нормируемых показателей микроклимата на функциональное состояние обучающихся в динамике учебного дня, так как мониторинговые исследования также выявили факты отклонения относительной влажности и температуры воздуха от оптимальных безопасных диапазонов.

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.