Подходы к управлению рисками деятельности предприятий пищевой отрасли в сфере новых требований Российского законодательства
Вы здесь
В рамках вступившего в силу закона о государственном контроле (надзоре) предусматривается диверсификация возможностей в применении новых профилактических мер, направленных на повышение качества и безопасности пищевой продукции, способствующие росту доверия потребителя, имиджу предприятия и снижению рисков причинения ущерба охраняемым законном ценностям. Целью исследования является рассмотрение новых подходов к управлению рисками деятельности предприятий пищевой отрасли. Использованы данные результатов контрольных (надзорных) мероприятий Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» за 2016–2022 гг. по предприятиям торговли, общественного питания, пищевой промышленности, результаты анкетирования хозяйствующих субъектов.
Регрессионно-корреляционный анализ показал наличие связи между нарушениями требований технического регламента и неудовлетворительными пробами продукции на предприятиях пищевой отрасли, что может быть показателем оценки достаточности и эффективности соблюдения обязательных требований, невыполнение которых является риском реализации продукции несоответствующей по показателям качества и безопасности, выявляемой при проверках. Рассчитан прогноз увеличения количества некачественной продукции при увеличении нарушений требований законодательства. Показана эффективность профилактических мероприятий на примере двух образовательных организаций по показателям: снижение удельного веса нарушений и неудовлетворительных проб. Оценен экономический ущерб хозяйствующих субъектов от изъятой продукции, которая является критерием падения доверия потребителей, и может привести к снижению объемов реализуемой продукции и прибыли.
Представленные данные в статье свидетельствуют о возможности использования существующих в настоящее время профилактических методов с дальнейшим расширением видов мероприятий, включая независимую оценку и страхование. Информация по экономическому ущербу от нарушений обязательных требований позволит предприятиям усилить внимание на выполнение требований законодательства и мотивировать их на управление рисками с применением новых методов самоконтроля и профилактики. Для обоснования валидности данных необходимо продолжать исследования, поиск новых подходов управления деятельностью предприятий пищевой отрасли.
Комментарии - 9
Коллеги! Спасибо за интересный материал. Вопрос: нарушение качества продукции - это тоже нарушение (ст. 13 52-ФЗ). Т.е. выполняется анализ связи всех нарушений собственно с нарушениями одной из составляющих... А какова цель выявления такой связи? Доказать, что сформулированные обязательные требования к деятельности и состоянию производственных объектов влекут за собой нарушения качества производимой продукции? (Отсутствие контроля температуры степени готовности блюд из мяса и мяса птицы - риски бактериального отравления...). Понятно, но очень предсказуемо...
А возможно ли применение предлагаемого подхода для корректировки на поднадзорном объекте системы "критических точек"?...Такая постановка, на мой взгляд, была бы существенно более полезна с позиции профилактики нарушений...
С глубоким уважением
проф. Май ИВ
Уважаемая Ирина Владиславовна, спасибо за вопрос. Да, одной из целей исследований было установить влияние нарушений обязательных требований на качество пищевой продукции. Мы согласны, что отсутствие контроля температуры степени готовности блюд из мяса и мяса птицы -риски бактериального отравления...понятно и предсказуемо для нас, но для персонала пищеблока к сожалению, как показывает практика не очень понятны риски отсутствия такого контроля, несмотря на то, что данный этап технологического процесса определен в плане ХАССП пищеблоков как критическая контрольная точка. Это было приведено в качестве примера, чтобы показать, что разъяснения и консультации важны для предприятий при проведении профилактических мероприятий. Применение предлагаемого подхода для корректировки на поднадзорном объекте системы "критических точек" конечно возможно. Работа в этом направлении с предприятиями общественного питания образовательных организаций у нас запланирована в перспективе.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, благодарю за представленный доклад. Как вы считаете, чем обусловлен резкий рост
имущественного ущерба от изъятой в 2021 г. Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области из обращения продукции общественного питания? Связано ли это с внедрением нового законодательства, в частности профилактических визитов?
Уважаемая Маргарита Сергеевна, спасибо за вопрос. К сожалению, анализ причин роста ущерба в 2021 г. мы не проводили, так как такой задачи перед нами не ставилось. Но в дальнейшем при оценке эффективности профилактических мероприятий совместно со специалистами Роспотребнадзора проведение такого анализа считаем логичным.
Добрый день, коллеги. Уточните, пожалуйста, по каким показателям было выявлено несоответствие продукции и какого плана были выявлены нарушения в первом и втором случае. Какие нарушения были устранены хозяйствующими субъектами после профмероприятий?
Уважаемая Наталья Константиновна, спасибо за вопрос.
До проведения профилактических мероприятий все несоответствия пищевой продукции (готовых блюд и сырья) в школе № 2 установлены по пищевой ценности (содержание белков, жиров, углеводов, энергетической ценности, хочется отметить, что эта проблема актуальна для образовательных организаций), а в школе № 1 - по микробиологическому показателю БГКП.
В школе № 1 нарушения касались порядка мытья посуды, маркировки уборочного инвентаря, наличия документов, удостоверяющих качество и безопасность продукции, проведения отбора суточных проб, бракеража продукции (отсутствие записей по оценке степени готовности блюд). В школе № 2 выявленные несоответствия были связаны с отсутствием приборов измерения относительной влажности и температуры воздуха, маркировки дезинфицирующих растворов, нарушения условий приемки и хранения пищевых продуктов, периодичности прохождения медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, вакцинации персонала.
При исследовании в качестве показателей рассматривались удельный вес нарушений и неудовлетворительных проб по результатам лабораторных испытаний.
Учитывая несоответствия пищевой продукции при проведении лабораторных испытаний по показателям пищевой ценности, с участием врача-диетолога было проведено обучение и консультирование по разработке рационов питания с учетом заданной калорийности и продуктового набора для детей от 7 до 11 лет, от 12 лет и старше.
После профмероприятий при внеплановых проверках в обеих школах не выявлены вышеуказанные нарушения, кроме прохождения периодических медицинских осмотров, гигиенической подготовки и аттестации, вакцинации персонала в школе № 2. Установлены нарушения по содержанию помещений (вспученная штукатурка на потолке, плитка с трещинами в производственных цехах), устранение которых запланировано на школьные каникулы в связи со спецификой образовательных организаций (запрет ремонта во время обучения).
Уважаемая Маргарита Сергеевна, спасибо за вопрос. К сожалению, анализ причин роста ущерба в 2021 г. мы не проводили, так как такой задачи перед нами не ставилось. Но в дальнейшем при оценке эффективности профилактических мероприятий совместно со специалистами Роспотребнадзора проведение такого анализа считаем логичным.
Добрый день, коллеги! Спасибо за интересный доклад. Какой на ваш взгляд должна быть частота/периодичность "профилактических визитов" службы, чтобы повысить знания об обязательных требованиях законодательства и обеспечить их своевременное выполнение? Спасибо!
Уважаемая Алена Мухаматовна, добрый день. Спасибо за вопрос
Так как профилактические визиты проводятся в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ только с согласия контролируемого лица либо по его инициативе, то периодичность их проведения может быть различной с учетом категории риска, в большей степени зависит от заинтересованности хозяйствующих субъектов.